Недавно, стало известно, что российские власти хотят создать "песочницы" для инноваций.

Очевидно, что государственное регулирование не успевает за развитием новых технологий и их практическим внедрением. Причин тому много: это и консервативность государства (что не всегда плохо), и компетенции госслужащих и  другие моменты.

Малый и средний бизнес, в этом отношении - обладает большей “антихрупкостью” и гибкостью по отношению к меняющимся условиям. Примером может стать развитие индустрии блокчейна и криптовалют. В достаточно короткие сроки, мы стали свидетелями, как энтузиасты по всему миру запустили процесс, который уже не остановить. Возникли новые проекты и ниши, стали востребованы новые компетенции (блокчейн- программирование, юридический консалтинг в сфере блокчейна и криптовалют и т.д.).

Отсутствие специального законодательства в этой сфере, с одной стороны позволяет индустрии развиваться (особенно, в тех случаях, когда законы являются тормозом,  не отражают сути происходящих процессов и не учитывают обратную связь от реальных участников рынка), а с другой стороны - это чревато рисками: потеря потенциальных и реальных инвестиций, репутационные риски и т.д.

Предложенная инициатива может принести пользу, если государство сможет услышать и привлечь экспертное сообщество, которое находится “на передовой” всех актуальных трендов, и закрепить рабочий алгоритм: от возникновения и внедрения инновации до законодательного регулирования.

Думаю, что подобная инициатива может быть применима не только в области бизнеса, но и в сфере государственных институтов. Например, можно создать “песочницу” при ЦИКе, и тестировать применение блокчейна для голосования. Тем более, что такие примеры в мире есть. Например, можно провести параллельные выборы на блокчейне в отдельно взятом городе или районе и потом сравнить их с результатами официального голосования.

Всё это позволит сделать многие процессы открытыми и прозрачными, а государству стать более конкурентоспособным в информационную эру.