Просторы Интернет расширяются с каждым днём. Этот процесс интенсифицируется, в том числе, за счёт маркетплейсов (электронных торговых площадок). Конкуренция в данном сегменте уже достаточно ощутима, поэтому стоит задуматься над правовой платформой работы подобной площадки.
Уже с 1 января 2019 года вводятся новые законодательные нормы, призванные упорядочить работу маркетплейсов. В правовых документах такие торговые площадки будут именоваться «товарными агрегаторами».
Чтобы получить статус товарного агрегатора необходимо выполнить три условия:
– разместить на сайте предложения продавцов/исполнителей о заключении договоров купли-продажи или оказания услуг, дабы заинтересованные посетители могли ознакомится с ними.
– подписать официальный договор с продавцом или исполнителем услуг.
– также должно быть соблюдено условие предоплаты, когда прописанная в договоре сумма поступает на счёт владельца агрегатора в виде безналичных средств.
Интересно, что, убрав один из трёх пунктов, вы автоматически выбываете из числа товарных агрегаторов.
Получить такой статус может как частное лицо, так и компания. Дабы стать полноправным владельцем такого электронного ресурса достаточно иметь свой сайт или страничку в мировой сети.
Фактически вы становитесь владельцем площадки, на которой продавец может разместить свой товар/услугу. Оплата за их реализацию может поступать как на ваш ресурс, так и на кошелёк продавца.
Второй вариант – это реализация товаров и услуг самим ресурсом. В этом случае расчёты идут через площадку, а продавцом считается маркетплейс. Таким образом, никакой информации о реальных продавцах на сайте не размещается.
Если вы выбрали один из этих вариантов, то самое время подумать о модели юридического сопровождения вашего сайта. Она может варьироваться, в зависимости от выбранного вами процесса взаимодействия с бизнесструктурами и покупателем.
В соответствие с этим будет составляться ваш договор с продавцом или поставщиком товара. Соответственно будут формироваться и договорные условия с покупателем. В случае, если вы не являетесь непосредственным продавцом, то необходимо определиться с правилами продаж и расчетов как с покупателями, так и с владельцами товара. Необходимо обосновать юридически, почему на ваш счет поступают финансовые средства от юридических и частных лиц.
Если ресурс не позиционирует себя, как непосредственного продавца, но принимает участие в расчетах, то стоит обратить внимание на агентский договор, считающийся оптимальным для подобной схемы работы с продавцом товара. Такой договор станет основанием для поступления на ваш счет денежных средств от покупателей. В свою очередь, с ними подписывается договор оказания услуг или лицензионный договор.
Если вы по-прежнему не продавец и не претендуете на проводку финансовых средств по сделкам купли-продажи по своим счетам, то будет достаточно договора о предоставлении услуг или лицензионного договора. Агентский договор в этом случае не нужен.
Если вы – продавец, то основные документы, подтверждающие вашу деятельность, будут ограничиваться договором купли-продажи с покупателем и агентским договором с поставщиком. Последний можно заменить договором на поставки.
Налогообложение
В зависимости от формы обслуживания, будет регулироваться и форма налогообложения.
Поставщикам стоит помнить, что взаимодействие с маркетплейсом через агентский договор, возможно, повлечёт за собой дополнительные расходы.
Сам интернет-ресурс при таком договоре будет делать отчисления в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Остальное заплатит продавец, реализующий свой товар. Та же схема налогообложения остается и для предоставления услуг.
Расчёты
Учтите, что при подключении к вашему ресурсу платёжной системы будут задаваться вопросы о реализуемом вами товаре и его защищённости от мошенников. То есть, система потребует от вас постоянного контроля за реализацией товара.
Неудобным является и предоставление услуг по реализации товара для физлиц. Бесконечные финансовые операции по переводу денег на сторонние счета могут вызвать подозрение у финансовой службы банка.
Также стоит продумать систему первичной документации. Это вопрос, касающийся бухгалтерии. Вы должны иметь представление, какие документы получат от вас поставщик и покупатель товара.
Отношения с потребителем
В настоящее время торговые площадки, предоставляющие услуги по размещению товара и не участвующие в его реализации, обходятся договорными обязательствами. Но с начала следующего года на маркетплейс возлагаются дополнительные обязанности. Он будет ответственен за неправдивую информацию о продавце.
Согласно новому закону, агрегатор должен содержать сведения о фирменном названии продавца, его местоположении и режиме работы. Также должна быть доступна информация о его юридическом статусе, номер госрегистрации (ОГРН), ФИО (при наличии), номер госрегистрации ИП (ОГРНИП). Эти данные размещаются либо на сайте самого агрегатора, либо на них должна указывать ссылка (на сайт продавца/исполнителя). При необходимости их следует обновлять в течение суток. В противном случае информация может быть признана недостоверной.
Возврат финансовых средств покупателю должен осуществляться ресурсом в течение 10 дней с момента предъявления требования о возврате. Он возможен в том случае, если финансовые операции осуществлялась с привлечением счетов агрегатора.
Возврат средств возможен при нарушении сроков поставки товара потребителю. Доказательством осуществлённой в срок сделки может служить документ о передаче товара потребителю.
Помните, что выбранная вами юридическая модель агрегатора должна полностью отвечать вашим бизнес-планам, которые станут базой для заключения договоров и процесса их реализации.